Самостоятельная подготовка технического задания для копирайтера

Грамотное наполнение сайта контентом является одним из залогов его популярности у пользователей. Дело программистов красиво и функционально создать модель вашей интернет-странички. Однако ее реальная эффективность может быть проверена только со временем по критериям посещения и конверсии. Можно создавать информационные блоки самостоятельно, однако более эффективно возложить на себя лишь обязанности по планированию публикаций, либо же полностью делегировать эти полномочия наемному SEO-специалисту и контент менеджеру.

Текстовые блоки сайта в обязательном порядке должны отвечать его тематике и стилистике. Недопустимо выкладывать статьи, которые хоть формально раскрывают нужные темы, но написаны в совершенно другой плоскости. Если вы получили после заказа от копирайтера материал, отличный от вашего желания, не стоит сразу винить исполнителя. Наем автора с достаточным опытом работы обычно гарантирует его квалификацию. Исходя из этого, ключевое значение для хорошего контента имеет грамотно подготовленное техническое задание, или как его чаще называют в обиходе – ТЗ.

Стилистика

Всегда сообщайте копирайтеру на каком сайте будет публиковаться готовая работа. Имеет значение сфера виртуальной деятельности онлайн-площадки и круг ее посетителей. От представления автора для кого он пишет текст напрямую зависят его особенности. Чаще всего статьи заказывают для следующих сайтов:

  • магазины;
  • казино;
  • блоги;
  • информационные сайты;
  • обучающие либо справочные площадки.

В ТЗ полезно включить хотя бы несколько слов о том, кто будет читать текст: покупатели, игроки, люди, ценящие познавательную информацию. От первого и до последнего слова статья должна писаться, следуя одному вектору: продажа, информирование, описание, аналитика.

Содержание

Большая часть тем для написания текстов не представляют сложности. Однако отдельные случаи требуют особую квалификацию автора. Темы, где описываются общие вопросы очень просто изучить самостоятельно из открытых источников. Однако если речь идет о технических вопросах либо законодательстве предельная точность необходима. Имеет смысл заранее уточнить, разбирается ли копирайтер в вопросе, который необходимо изложить. Нюанс в том, что когда статью пишет не специалист, то просвещенные в указанной сфере читатели сразу это заменят. Результат в виде критических отзывов на форумах явно не понравится владельцу сайта.

Стоимость услуг узкого специалиста может стоить больше обычного. Если бюджет не позволяет, то лучше откажитесь от сложных тем – это явно дешевле, чем потерять целевую аудиторию. Статьи со специальными требованиями предпочтительнее доверить одному автору, чтобы сохранить общую стилистику.

Объем текста

Стандартным параметром статьи, который обязательно указывается в ТЗ, является ее объем. Единицей измерения являются «знаки без пробелов». Хоть такой подход и является общепринятым, во избежание недоразумений лучше укажите этот параметр при постановке задач, например, «5000 знаков б/п» или «5000 збп».

Насколько большой будет текст, следует решить заранее. Это относится ко всем статьям одного блока сайта или всей странички в целом. Будет странно, если в родственных темах один блок будет составлять 2000 знаков, а другой уже 10000.

Опыт работы показывает, что наибольшую эффективность представляют тексты объемом 3000-3500 символов. Они позволяют коротко, без второстепенных деталей, но вместе с тем емко изложить весь материал.

Структура текста

Для повышения удобства восприятия информации копирайтеру указывается сколько разделов Н2 должен иметь текст. Часто применяется и деление на подразделы Н3. Объем минимального блока должен составлять 600-800 символов. Нормой считается наличие нумерованного или маркированного списка. То, что раздел не должен заканчиваться списком является общепринятым правилом, и его можно отдельно не указывать копирайтеру.

Оптимизация по SEO и LSI

Готовый текст должен быть оптимизирован для поисковых роботов. Это повысит его место в поиске, а значит и шансы на что именно ваш сайт выберет пользователь для получения нужной информации. Наполнение текста ключевыми словами является тем способом, который и обеспечивает его место в рейтинге. В противном случае даже статья с высшей степенью информативности подготовленная специалистом рискует остаться невостребованной.

Принцип Search Engine Optimisation или просто SEO еще до недавнего времени был ключевым для копирайтеров. Наличие в статье нужных слов, соответствующих запросу клиента, повысило его рейтинг. В итоге доходило до абсурда, когда в погоне за хорошим показателем SEO заказчик получал трудночитаемые тексты странной формы. Максимально возможное включение ключевых слов уже не является главным параметром для успешности текста. Более того, поисковые роботы могут забраковать такую работу оценив ее как нечитаемую и не информативную.

Метод Латентного Семантического Индексирования или LSI более элегантен. Оценка текста осуществляется комплексно, в расчет берется большее количество слов. Определяется релевантность использования ключевых слов и слов-спутников. Требование для LSI текста определяется путем сбора семантического ядра. Результатом является список на вхождение ключевых слов, их частоту и плотность.

Уникальность

Текст должен быть всегда оригинальным. Метод «скопировать-вставить» уже давно не работает, так как поисковые роботы безошибочно определяют плагиат и сразу бракуют готовую работу. Однако если тема для ТЗ заезжена, копирайтеру будет сложно придумать принципиально новые словоформы и фразу для подготовки текста.

Критерий уникальности обычно проверяется на сайтах Текст.ру (https://text.ru/spelling) и Адвего (https://advego.com/). Алгоритмы работы этих аналитических машин отличаются и случаи, когда одна и та же работа получает различные оценки не так и редки. Показатель уникальности на любом из указанных сервисов должен превышать 90%. Оставшиеся 10% остаются для общепринятых или специальных фраз, применение которые уместно в тексте и не подлежит искажению. На практике большая часть копирайтеров показывает 100% уникальность, подтверждая этим неповторимость текста вашего сайта.

Критерии специальных сайтов

Повышенное внимание к теме качественной подготовки интернет-контента привело к появлению виртуальных бирж копирайта и сайтов, посвященных только этой тематике. Собственное видение понятия, что такое хороший текст, получило выражение в разработке специальных индексов, самыми применяемыми из которых являются:

  • водность;
  • спам;
  • академическая тошнота;
  • соответствие алгоритму Баден-Баден.

Использование бесполезных слов для текста – это зло в чистом виде. Уровень информативности заполненной излишними наречиями и междометиями работы крайне низок. Проверка данного параметра осуществляется на сайте Главред (https://glvrd.ru/). Указание копирайтеру обеспечить данный показатели на уровне не более 7 считается нормой.

Повторение слов в одном тексте свидетельствует о формальном и поверхностном раскрытии темы. Без этого никак не обойтись, поскольку использование ключевых понятий в материале просто необходимо, однако и злоупотреблять тоже нельзя. Заспамленность (или просто Спам) обычно проверяется на сайте Текст.ру, хотя эта же функция доступна и на других сервисах. Производится подсчет отношения частоты применения одного слова ко всему объема текста. Нормой для данного показателя является значение 48-50%. Используя свой словарный запас, опытный копирайтер всегда сделает текст разнообразным при сохранении его смысловой нагрузки.

Академическая тошнота – это загруженность текста ключевыми словами в любом наклонении или форме по отношению к общему объему текста. Проверяется на сервисе Адвего, а нормальным значением считается показатель в 5-15%.

Сервис «Тургенев» (https://turgenev.ashmanov.com/) предоставил разработчикам контента отличный инструмент, который оценивает релевантность текстов в соответствии с требованиями алгоритма Яндекса «Баден-Баден». Поисковый робот российского интернет-гиганта безжалостно понижает рейтинг формальных и неестественных текстов. По сути – это виртуальный арбитр, который выписывает штраф каждому участнику интернет-трафика. Чем выше показатель по Тургеневу – тем он хуже. Оптимальное значение не должно превышать 5 пунктов. Допустимый потолок – 7 пунктов. Если Тургеневе оценил текст на 8 и более баллов, то контент подлежит доработке.

Общие вопросы

Обязательно оговаривайте срок сдачи готовой работы. Дедлайн должен быть разумным и обеспечить возможность качественной проработки материала. Если контент для сайта заказывается пакетом, то говорите периодичность подготовки каждого отдельного текста.

Отсутствие грамматических ошибок считается нормой. Слабая орфография – это первый признак неквалифицированного копирайтера, сотрудничество с которым стоит поставить под сомнение. Орфографические сервисы неплохо работают онлайн, так что вопрос проверки текста является показателем ответственности автора.

Нормальным считается указать в ТЗ недопустимость использования стоп-слов. Шаблоны и формализмы ухудшают текст. Чем их меньше, тем более информативным является материал.

Вывод

В сети достаточно готовых образцов ТЗ для копирайтера. Если вы не сталкивались с этим вопросом ранее, возьмите в качестве основы наиболее подходящий для вашего сайта и уточните параметры под свои запросы. Для пилотного текста можно дополнительно изложить свои требования в свободной форме и уточнить у автора, насколько понятно ему задание. Опытные копирайтеры самостоятельно придерживаются общепринятых стандартов для текста, задача заказчика сводится к адекватному и краткому описанию того, что он хочет получить.